Что такое лекарственные растения

Лекарственные растения - альбом

Врачебные качества лечебных растений обусловлены действующими либо фармакологически ак­тивными препаратами — алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Непосредственно они наиболее значимы, хоть и содержатся в растениях в минимальных количествах. Принятые вовнутрь либо наружно, данные вещества могут помочь пациенту организму справиться с недугом.
В недалеком прошлом в сознании наших современников лечебные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век технологической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ожидало чудесных исцелений. Сведения о применении человеком лечебных качеств растений были обнаружены в самых старинных письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тысячи лет до нашей эры. Несомненно, что растения применялись в врачебных целях и еще до появления письменности. Первоначальные познания в сфере излечения травами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поколение устно. Повидимому, сведения о врачебных свойствах растений сосредоточивались в определенных семьях, где данные познания под покровом тайны передавались от отца к сыну либо от матери к дочери, так как у неких племен врачевание было уделом женщин. И в последующем почти у всех народов лечебные свойства трав являлись сверхъестественными и раскрывались исключительно посвященным. По этой первопричине у множества народов врачевание стало привилегией жрецов.
В древнейших памятниках письменности встречается много сведений о применении растений в лечебных целях. Лекари Шумера, например, приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду, также вино и пиво. Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XX веке до нашей эры, унаследовали их познания и культуру и тоже широко использовали в врачебных целях растения — корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Ими было замечено, что солнечный свет негативно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их исключительно в тени, а такие травы, как белену, белладонну и дурман в том числе и собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне сохраняли лекарственные растения, непременно выходили на север (в современных руководствах по сбору и сушке лекарственных растений учитывается это обстоятельство). Ассирийцы, покорившие Вавилон, сохранили все лучшие научные и культурные ценно сти побежденного народа, в том числе и сведения по фитотерапии, которые были замечены в знаменитой библиотеке Ашурбанипала при раскопках его дворца в Ниневии: из 22 тысячи глиняных табличек различного содержания 33 были посвящены врачеванию, рецептуре и лекарственным средствам; известно помимо прочего, что в Ниневии был сад лекарственных растений. У вавилонян и ассирийцев сведения о врачебных свойствах растений заимствовали египтяне.
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам греческая литература: у греков сложилась самобытная медицина, а кроме того, они воспользовались некоторыми лечебными средствами, заимствованными у других народов. Стоит отметить, что свое знакомство с лечебными растениями греки связывали с Кавказом — с легендарной Колхидой, где, якобы, под покровительством богини Артемиды присутствовал волшебный сад ядовитых и лечебных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно, некоторые лекарственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие другие народы, греки связывали целебное действие растений с различными магическими представлениями. Недаром корень слова «фармакон», означавшего в древнегреческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в большинстве прогрессивных языков в словах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древних греков фигурировало множество богов. Был в их числе кроме того бог, ведавший лечебными травами, — Асклепий, латинизирован­ное имя которого Эскулап. По преданию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор существует нарицательное имя «эскулап», которым полушутя-полу­серьезно порой именуют медицинских работников, а слово «панацея» более нам знакомо как символ средства от всех заболеваний.